В берлинском районе Карлсхорст, на территории комплекса зданий, в которых размещался филиал советской спецслужбы, начинается сооружение поселка элитного жилья. "Станьте частью немецкой истории", - призывает реклама.

После вывода российских войск из Германии в 1994 году осиротели и здания, в которых после окончания Второй мировой войны обосновались советские чекисты. 15 лет комплекс в Карлсхорсте - районе на востоке Берлина - стоял заколоченным, медленно приходил в упадок, зарастал елками, а его стены покрывались граффити.

Теперь нашлась группа инвесторов, которые решились на территории бывшего КГБ в немецкой столице общей площадью в 48 тысяч квадратных метров построить квартиры и таун-хаусы для состоятельных жителей немецкой столицы.

Далем востока

Поселок Карлсхорст в восточных предместьях Берлина начал строиться в 1894 году и уже в начале следующего века здесь стали селиться представители аристократии и высшего сословия, которым было тесно в центре столицы Германской империи. Поселок, вскоре ставший частью Берлина, был богатым. Его называли Далемом востока, имея в виду фешенебельный район в западной части города.

Во второй половине 1930-х годов фашистский вермахт разместил в Карлсхорсте свою академию инженерных войск. По последнему слову техники и архитектурной мысли здесь построили большое главное здание с лекционными залами, аудиториями и служебными кабинетами, подсобные и жилые корпуса для проходящих обучение, коттеджи под служебное жилье для преподавателей и высшего офицерского состава. Отдельно возвели импозантный офицерский клуб. Именно в здании этого клуба в ночь с 8 на 9 мая 1945 года был подписан акт о капитуляции нацистской Германии.

Генералам Красной Армии район приглянулся, и вскоре здесь расположились различные службы советской военной администрации, а также танковая бригада, московские пропагандисты, военный госпиталь, куда приезжали рожать даже жены советских дипломатов, работавших в Западной Германии. Самый лакомый кусочек - комплекс жилых и служебных помещений инженерной академии - заняли сотрудники НКВД, переименованного позже в КГБ.

Карлсхорст - Карловка

Со временем Карлсхорст превратился в Карловку. Так поселок стали любовно называть советские офицеры и их жены, бывшие не в ладах с заковыристым немецким языком и немецкими названиями. "Diese юбку в rot полоску möcht ich только посмотреть", - так, рассказывает молва, одна из офицерских жен как-то обратилась к немецкой продавщице в местном универмаге.

Зато чувствовали себя здесь совслужащие как дома. Измены, любовные и служебные интриги, мордобой и пьяный дебош - все как полагается. В Карлсхорсте целые улицы были заселены советскими семьями. Но одна из таких улиц была на особом положении - Цвизелер-штрассе.

С одной стороны по ней от дома номер 5 до 60-го дома тянулись корпуса инженерной академии вермахта, превращенной в берлинскую штаб-квартиру КГБ. А в бывших офицерских коттеджах по другую сторону расположились всякие то ли армейские, то ли кагэбэшные службы. Улица-отдел, улица-управление или улица-штаб, наглухо запечатанная с обоих концов шлагбаумами со строгими постовыми.

Второе рождение Цвизелер-штрассе

После вывода российских войск из Германии Карлсхорст опустел, многие дома годами стояли заколоченными. В том числе и на Цвизелер штрассе. В некоторые коттеджи, однако, при желании можно было забраться и насладиться типично советским бюрократическим уютом - модными в свое время пластмассовыми, под дерево, панелями на стенах, свисающими с потолками длинными лампами дневного света и унылыми письменными столами из ДСП.

Теперь эту улицу не узнать. По ней даже автобус ходит. Коттеджи, более полувека не знавшие ремонта, быстро за бесценок раскупили у немецкого государства предприимчивые немцы. Одни дома снесли и построили на их месте новые, другие кардинальным образом модернизировали, так что эта сторона улицы стала вполне респектабельной. Теперь настало время перемен для противоположной.

Пока огороженная каменным забором территория с комплексом зданий бывшей инженерной академии производит гнетущее впечатление. Обветшалые стены, разрисованные граффити, облупившаяся штукатурка, выбитые окна, обгорелые рамы, ржавые поручни. И это еще снег скрывает все прочие "прелести" заброшенного комплекса.

Бильярд и домино

О том, как здесь трудились советские чекисты, можно только догадываться. Есть здесь, например, помещения с нишами в стенах. Для автоматов? Есть зарешеченные комнаты. Камеры для арестованных? Есть - с замурованными окнами и звукоизолированные. Для секретных разговоров? В одной комнате к стене подвешена печка-буржуйка с трубой, выходящей в окно. Уже не сжигали ли в ней донесения агентов или депеши из центра?

Но чекисты тоже люди. Могли и передохнуть от тяжких своих трудов. В подвале одного из боковых флигелей до сих пор стоит, правда, полусгнивший, бильярдный стол. А с обратной стороны главного здания, во дворе, есть открытая площадка со скамейками и столами явно советского производства. Здесь в обеденный перерыв чекисты, наверное, забивали козла.

Каким бы непрезентабельным не был сейчас вид этих зданий, менять их внешний облик нельзя. Весь комплекс считается архитектурным памятником. Снести можно только пришедшие в аварийное состояние балконы и террасы, а также понатыканные там и тут уже в более позднее время гаражи и склады.

В одном из таких гаражей под самым потолком до сих пор висит примечательная табличка: "ЗИЛ-131, 93-17 УП, Вод. Ряд. Григоренко". Кого, интересно, подвозил рядовой Григоренко на этом армейском грузовике? Может быть, Владимира Путина, который наверняка частенько приезжал сюда за инструкциями, когда служил в дрезденской резидентуре КГБ?

Здесь будет город-сад

"Станьте частью немецкой истории", - призывает рекламный проспект маклерской фирмы Desakon GmbH, взявшейся найти покупателей на будущие квартиры. При этом, однако, не уточняется, какую именно часть немецкой истории предлагается прикупить по 2006 евро за квадратный метр. Цена для обещанного жилья премиум-класса с подогревом полов - по берлинским меркам - терпимая. Такую скромную калькуляцию фирме-инвестору позволяют сделать налоговые льготы, которые предоставляются в немецкой столице, если речь идет о модернизации зданий, объявленных памятниками архитектуры.

Уже сейчас проданы около 60 будущих квартир. А всего в главном и шести боковых зданиях комплекса разместятся 340 квартир - от однокомнатных апартаментов площадью 43 квадратных метра до пятикомнатных свыше 100. Двухкомнатная на первом этаже бокового здания, площадью 66,1 квадратных метра, с террасой и кусочком сада предлагается за 137 тысяч и 488 евро.

Кроме квартир, на том месте, где пока стоят гаражи и склады, будут построены еще и односемейные таун-хаусы с отдельными входами в каждый и огороженными двориками. Нашлось применение и караульным домикам по обеим сторонам главных ворот. В одном будет оборудована трансформаторная станция, во втором - киоск для продажи табачных изделий, прохладительных и горячительных напитков, прессы и прочих товаров первой необходимости.

Нетронутым останется бывший офицерский клуб. В нем еще с прежних времен организован музей. Сперва он назывался "Музеем капитуляции", а теперь этот музей именуется более абстрактно: "Германо-российский музей "Берлин-Карлсхорст".