Развитие ребенка до года – Первый месяц
* Кроха удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Может сосредоточить на нем взгляд.
* Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице;
* Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову.
* Реагирует на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, прислушиваясь;
* К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ.
* Внезапно вздрагивает,(это называют рефлекс Моро) при громком звуке
* Кулачки крепко сжаты
* Если разжать пальцы, ребенок может схватить погремушку, но тут же ее бросить
* Может удержать голову на одной линии с позвоночником в положении сидя
Развитие ребенка до года – Второй месяц
* Малыш может улыбаться в ответ на вашу улыбку;
* Провожать взглядом предмет (прямо перед ним);
* Издавать звуки (агукать).
* Лежа на животе, поднимать голову на 45°;
* В положении сидя удерживает голову прямо, хотя неуверенно
* Поворачивает головку к источнику звука, ищет его глазами;
* Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.
* Демонстрирует в ответ на общение «комплекс оживления»;
* Может успокоиться сосанием
* Успокаивается, когда его берут на руки или когда он слышит или видит человека
* Пальчики практически всегда сжаты в кулачок, а когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик младенец сосредоточенно его сосет
Развитие ребенка до года – Третий месяц
* Смеется вслух;
* Капризничает и хнычет, протестующе кричит;
* Гулит в ответ на звуки
* Реагирует на присутствие родителей: пытается привлечь внимание.
* Попадает руками по висящим над кроваткой игрушками;
* Захватывает игрушку и тянет ее в рот;
* На животе, может подтянуться на локтях и удерживать приподнятые плечи и голову в течение 10 секунд. Переворачивается со спины на бок;
* Упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками
* Не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны
* Находит источник звука и света
* Ручки к уже вполне разворачивают кулачки
* Ребенок обнаруживает сначала существование рук, а затем ног
* Рефлексы исчезают, поскольку действия становятся более произвольными
* Подтягивает свое тело, когда его берут на руки
* Исследует свое лицо, глаза, рот при помощи рук.
Развитие ребенка до года – Четвертый месяц
* Узнает маму и предпочитает ей всем остальным;
* Улыбается в ответ на вашу улыбку, начинает лепетать
* Произносит первые слоги;
* Захватывает висящую игрушку одной или одновременно двумя руками и тащит ее в рот
* Может произвольно держать игрушки, трясти и двигать ими
* Приподнимает плечи и голову, лежа на спине;
* Лежа на животе, поднимает голову на 90°;
* Выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки;
* При кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.
* В этом возрасте ребенок уже может испытывать страх, разочарование, любопытство и радость.
* Громко смеется,
* Визжит от восторга
* Твердо держит голову в вертикальном положении поворачивает голову во все стороны, когда сидит или лежит
* Переворачивается (в одну или обе сторону);
* Может производить плавательные движения и передвигаться в кроватке
* Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему
* Смеется, когда его щекочут
* Затихает, когда слышит музыку
Развитие ребенка до года – Пятый месяц
* Когда сидит, хорошо удерживает голову и держит ее прямо
* Кувыркается, раскачивается и сгибается
* Подтягивается на руках, пытаясь сесть
* Сосет пальцы на ногах
* Хватает, удерживает, ощупывает, тянет к себе, бросает предметы
* Играет с погремушкой, вложенной ему в руку
* Умеет держать бутылочку одной или двумя руками
* С удовольствием рассматривает лица на картинках
* Играет в «ку-ку», лепечет в такт потешкам
* Протестует и сопротивляется взрослому, который пытается отобрать у него игрушку
* Различает знакомых и незнакомых людей
* Любит играть во время еды
* Произносит гласные звуки и некоторые согласные (д, б, л, м)
* Осматривается в незнакомой обстановке
* Наклоняется, чтобы посмотреть на упавший предмет
Развитие ребенка до года – Шестой месяц
* Пытается ползти на животе
* Поворачивается и наклоняется в любых направлениях
* Перекатываясь со спины на бок
* Может манипулировать предметами и держать кружку за ручку
* Подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки;
* Может сидеть сам, с поддержкой короткое время
* Вырабатывает определенные вкусовые пристрастия
* Любит играть едой
* Перекладывает предметы из одной емкости в другую
* Агукает или перестает плакать, когда слышит музыку
* Внимательно вслушивается в речь
* Откликается на свое имя
* Издает самые разнообразные звуки
* У него могут резко меняться настроение и эмоции
* Долго и тщательно изучает предметы
* Находит взглядом предметы, о которых вы говорите
* Научился произносить новые согласные (ф, в, с, з, м, н)
* Может сравнивать два предмета
Развитие ребенка до года – Седьмой месяц
* Ребенок становится более подвижным.
* Совершенствуется умение сидеть.
* Ваш малыш уже сидит с прямой спинкой, иногда упираясь руками.
* Раскачивается вперед назад, стоя на четвереньках
* Привычка ползать в этом возрасте появляется или же совершенствуется, некоторые – ползают задом.
* Хватание становится более координированным, при участии ладоней и, частично, пальцев.
* Схватив вещь, малыш долго ее изучает руками, ногами, ртом.
* Держит в каждой руке по предмету и любит ударять ими друг об друга
* Любит исследовать свое тело при помощи рук и рта
* Гладит свое отражение в зеркале
* Начинает понимать что такое «нет» по тону Вашего голоса
* Малыш продолжает экспериментировать, произносить или петь слоги и звуки “да”, “па”, “ма”, “та”, “ба”.
Развитие ребенка до года – Восьмой месяц
* У малыша проявляется повышенный интерес ко всему
* Ребенок ползает
* Он любит играться сидя, но иногда “заваливается” на бочок
* Может долго играться с предметами
* Привязан к родителям, остерегается посторонних
* Если кто-то чужой захочет взять ребенка на руки, то реакция малыша будет незамедлительна – он расстроиться и будет плакать
* Осознано говорит «мама» и «папа»
* Ползает с игрушкой в руке
* Встает у опоры
* Может не держаться, если стоит, облокачиваясь на что-либо
* Хлопает в ладоши и машет руками
* Гладит и целует свое отражение в зеркале
* Все пробует на вкус
Развитие ребенка до года – Девятый месяц
* Хлопает в ладоши и стучит предметами
* Поднимает и играет двумя предметами одновременно
* Может листать толстые страницы картонной книжки
* Маленькие предметы берет пальцами, а большие двумя руками
* Не только умеют хорошо сидеть, они сами могут лечь с положения сидя и сесть с положения лежа
* Умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;
* Ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.
* Самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает
* Может разворачиваться, когда ползает
* Сует пальчики во все дырочки;
* Может научиться защищать себя и свои игрушки
* Показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;
* Имитирует различные звуки
* Работает на публику; повторяет действие, если его хвалят
* Находит игрушку, спрятанную у него на глазах
* Выполняет простые просьбы
Развитие ребенка до года – Десятый месяц
* Может вставать у опоры
* Ходит, держась обеими руками
* Садится из положения стоя
* Возможны проблемы со сном, из-за желания двигаться
* Танцует под музыку: раскачивается, кружится, притопывает, «подпевает»
* Может унести два мелких предмета в одной руке
* Начинает отдавать предпочтение одной руке и стороне тела
* Обожает играть с водой
* Подражает жестам, выражениям лица, звукам
* Боится незнакомых мест
* Любит подражать действиям других
* Понимает и выполняет некоторые просьбы
* Открывает ящики и исследует их содержимое
* Любит помещать предметы друг в друга
Развитие ребенка до года – Одиннадцатый месяц
* Самостоятельно садиться из положения на животе;
* Подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев
* Понимать слово “нельзя”.
* Играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
* Ходить, держась за мебель;
* Аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев;
* Короткое время стоять без посторонней помощи;
* Отчетливо произносить “папа” или “мама”, “дай”;
* Выражать свои желания другим способом, кроме плача;
* “Играть в мячик” (катить вам мяч обратно);
* Пить из чашки без посторонней помощи;
* Пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке);
* Произносить 3 (или больше) слова, кроме “мама” или “папа”;
* Отвечать жестом на короткую команду (“дай это мне” – протягивать руку);
Развитие ребенка до года – Двенадцатый месяц
* Самостоятельно стоит
* Самостоятельно ходит
* Встает из положения сидя на корточках
* Знает, как пользоваться некоторыми предметами, такими как телефон, молоток
* Берет предмет в рот или подмышку, чтобы высвободить руку и взять что-нибудь еще.
* Собирает пирамиду, строит 2-3 фигуры из кубиков
* Проявляет привязанность к родителям, к тому, кто о нем заботится, к любимым игрушкам
* Начинает капризничать
* Резко реагирует на уход родителей, возможно, одного в особенности
* Может отказываться от новой еды или от того, чтобы его кормили
* Начинает проявлять чувство юмора
* Откусывает, жует твердую пищу;
* Пользуется ложкой и чашкой
* Понимает почти все из того, что ему говорят
* Произносит 10-15 облегченных и имитирующих слов
* Узнает животных на картинках
* Ищет спрятанный предмет, даже если он не видел, как его прятал
* Проявляет самостоятельность.
Независимо от того, с какой скоростью развивается ваш ребенок, он очень многому научится в первый год жизни больше никогда он не будет учиться с такой скоростью. Наслаждайтесь этим временем и не забывайте говорить своему ребенку, что его успехи вас радуют. Решив для себя, что с темпами его развития все в порядке, вы можете успокоиться. Не сравнивайте ребенка с другими детьми (вашими собственными или чьими-то еще) или с нормами развития, приведенными в таблицах. Ребенка можно сравнивать только с ним самим, каким он был неделю или месяц назад.