Развитие ребенка до года – Первый  месяц

    * Кроха удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Может сосредоточить на нем взгляд.
    * Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице;
    * Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову.
    * Реагирует на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, прислушиваясь;
    * К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ.
    * Внезапно вздрагивает,(это называют рефлекс Моро) при громком звуке
    * Кулачки крепко сжаты
    * Если разжать пальцы, ребенок может схватить погремушку, но тут же ее бросить
    * Может удержать голову на одной линии с позвоночником в положении сидя

Развитие ребенка до года – Второй месяц

    * Малыш может улыбаться в ответ на вашу улыбку;
    * Провожать взглядом предмет (прямо перед ним);
    * Издавать звуки (агукать).
    * Лежа на животе, поднимать голову на 45°;
    * В положении сидя удерживает голову прямо, хотя неуверенно
    * Поворачивает головку к источнику звука, ищет его глазами;
    * Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.
    * Демонстрирует в ответ на общение «комплекс оживления»;
    * Может успокоиться сосанием
    * Успокаивается, когда его берут на руки или когда он слышит или видит человека
    * Пальчики практически всегда сжаты в кулачок, а когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик младенец сосредоточенно его сосет

Развитие ребенка до года – Третий месяц

    * Смеется вслух;
    * Капризничает и хнычет, протестующе кричит;
    * Гулит в ответ на звуки
    * Реагирует на присутствие родителей: пытается привлечь внимание.
    * Попадает руками по висящим над кроваткой игрушками;
    * Захватывает игрушку и тянет ее в рот;
    * На животе, может подтянуться на локтях и удерживать приподнятые плечи и голову в течение 10 секунд. Переворачивается со спины на бок;
    * Упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками
    * Не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны
    * Находит источник звука и света
    * Ручки к уже вполне разворачивают кулачки
    * Ребенок обнаруживает сначала существование рук, а затем ног
    * Рефлексы исчезают, поскольку действия становятся более произвольными
    * Подтягивает свое тело, когда его берут на руки
    * Исследует свое лицо, глаза, рот при помощи рук.

Развитие ребенка до года – Четвертый месяц

    * Узнает маму и предпочитает ей всем остальным;
    * Улыбается в ответ на вашу улыбку, начинает лепетать
    * Произносит первые слоги;
    * Захватывает висящую игрушку одной или одновременно двумя руками и тащит ее в рот
    * Может произвольно держать игрушки, трясти и двигать ими
    * Приподнимает плечи и голову, лежа на спине;
    * Лежа на животе, поднимает голову на 90°;
    * Выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки;
    * При кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.
    * В этом возрасте ребенок уже может испытывать страх, разочарование, любопытство и радость.
    * Громко смеется,
    * Визжит от восторга
    * Твердо держит голову в вертикальном положении поворачивает голову во все стороны, когда сидит или лежит
    * Переворачивается (в одну или обе сторону);
    * Может производить плавательные движения и передвигаться в кроватке
    * Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему
    * Смеется, когда его щекочут
    * Затихает, когда слышит музыку

Развитие ребенка до года – Пятый месяц

    * Когда сидит, хорошо удерживает голову и держит ее прямо
    * Кувыркается, раскачивается и сгибается
    * Подтягивается на руках, пытаясь сесть
    * Сосет пальцы на ногах
    * Хватает, удерживает, ощупывает, тянет к себе, бросает предметы
    * Играет с погремушкой, вложенной ему в руку
    * Умеет держать бутылочку одной или двумя руками
    * С удовольствием рассматривает лица на картинках
    * Играет в «ку-ку», лепечет в такт потешкам
    * Протестует и сопротивляется взрослому, который пытается отобрать у него игрушку
    * Различает знакомых и незнакомых людей
    * Любит играть во время еды
    * Произносит гласные звуки и некоторые согласные (д, б, л, м)
    * Осматривается в незнакомой обстановке
    * Наклоняется, чтобы посмотреть на упавший предмет

Развитие ребенка до года – Шестой месяц

    * Пытается ползти на животе
    * Поворачивается и наклоняется в любых направлениях
    * Перекатываясь со спины на бок
    * Может манипулировать предметами и держать кружку за ручку
    * Подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки;
    * Может сидеть сам, с поддержкой короткое время
    * Вырабатывает определенные вкусовые пристрастия
    * Любит играть едой
    * Перекладывает предметы из одной емкости в другую
    * Агукает или перестает плакать, когда слышит музыку
    * Внимательно вслушивается в речь
    * Откликается на свое имя
    * Издает самые разнообразные звуки
    * У него могут резко меняться настроение и эмоции
    * Долго и тщательно изучает предметы
    * Находит взглядом предметы, о которых вы говорите
    * Научился произносить новые согласные (ф, в, с, з, м, н)
    * Может сравнивать два предмета


Развитие ребенка до года – Седьмой месяц

    * Ребенок становится более подвижным.
    * Совершенствуется умение сидеть.
    * Ваш малыш уже сидит с прямой спинкой, иногда упираясь руками.
    * Раскачивается вперед назад, стоя на четвереньках
    * Привычка ползать в этом возрасте появляется или же совершенствуется, некоторые – ползают задом.
    * Хватание становится более координированным, при участии ладоней и, частично, пальцев.
    * Схватив вещь, малыш долго ее изучает руками, ногами, ртом.
    * Держит в каждой руке по предмету и любит ударять ими друг об друга
    * Любит исследовать свое тело при помощи рук и рта
    * Гладит свое отражение в зеркале
    * Начинает понимать что такое «нет» по тону Вашего голоса
    * Малыш продолжает экспериментировать, произносить или петь слоги и звуки “да”, “па”, “ма”, “та”, “ба”.

Развитие ребенка до года – Восьмой месяц

    * У малыша проявляется повышенный интерес ко всему
    * Ребенок ползает
    * Он любит играться сидя, но иногда “заваливается” на бочок
    * Может долго играться с предметами
    * Привязан к родителям, остерегается посторонних
    * Если кто-то чужой захочет взять ребенка на руки, то реакция малыша будет незамедлительна – он расстроиться и будет плакать
    * Осознано говорит «мама» и «папа»
    * Ползает с игрушкой в руке
    * Встает у опоры
    * Может не держаться, если стоит, облокачиваясь на что-либо
    * Хлопает в ладоши и машет руками
    * Гладит и целует свое отражение в зеркале
    * Все пробует на вкус


Развитие ребенка до года – Девятый месяц

    * Хлопает в ладоши и стучит предметами
    * Поднимает и играет двумя предметами одновременно
    * Может листать толстые страницы картонной книжки
    * Маленькие предметы берет пальцами, а большие двумя руками
    * Не только умеют хорошо сидеть, они сами могут лечь с положения сидя и сесть с положения лежа
    * Умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;
    * Ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.
    * Самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает
    * Может разворачиваться, когда ползает
    * Сует пальчики во все дырочки;
    * Может научиться защищать себя и свои игрушки
    * Показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;
    * Имитирует различные звуки
    * Работает на публику; повторяет действие, если его хвалят
    * Находит игрушку, спрятанную у него на глазах
    * Выполняет простые просьбы

Развитие ребенка до года – Десятый месяц

    * Может вставать у опоры
    * Ходит, держась обеими руками
    * Садится из положения стоя
    * Возможны проблемы со сном, из-за желания двигаться
    * Танцует под музыку: раскачивается, кружится, притопывает, «подпевает»
    * Может унести два мелких предмета в одной руке
    * Начинает отдавать предпочтение одной руке и стороне тела
    * Обожает играть с водой
    * Подражает жестам, выражениям лица, звукам
    * Боится незнакомых мест
    * Любит подражать действиям других
    * Понимает и выполняет некоторые просьбы
    * Открывает ящики и исследует их содержимое
    * Любит помещать предметы друг в друга


Развитие ребенка до года – Одиннадцатый месяц

    * Самостоятельно садиться из положения на животе;
    * Подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев
    * Понимать слово “нельзя”.
    * Играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
    * Ходить, держась за мебель;
    * Аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев;
    * Короткое время стоять без посторонней помощи;
    * Отчетливо произносить “папа” или “мама”, “дай”;
    * Выражать свои желания другим способом, кроме плача;
    * “Играть в мячик” (катить вам мяч обратно);
    * Пить из чашки без посторонней помощи;
    * Пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке);
    * Произносить 3 (или больше) слова, кроме “мама” или “папа”;
    * Отвечать жестом на короткую команду (“дай это мне” – протягивать руку);


Развитие ребенка до года – Двенадцатый месяц

    * Самостоятельно стоит
    * Самостоятельно ходит
    * Встает из положения сидя на корточках
    * Знает, как пользоваться некоторыми предметами, такими как телефон, молоток
    * Берет предмет в рот или подмышку, чтобы высвободить руку и взять что-нибудь еще.
    * Собирает пирамиду, строит 2-3 фигуры из кубиков
    * Проявляет привязанность к родителям, к тому, кто о нем заботится, к любимым игрушкам
    * Начинает капризничать
    * Резко реагирует на уход родителей, возможно, одного в особенности
    * Может отказываться от новой еды или от того, чтобы его кормили
    * Начинает проявлять чувство юмора
    * Откусывает, жует твердую пищу;
    * Пользуется ложкой и чашкой
    * Понимает почти все из того, что ему говорят
    * Произносит 10-15 облегченных и имитирующих слов
    * Узнает животных на картинках
    * Ищет спрятанный предмет, даже если он не видел, как его прятал
    * Проявляет самостоятельность.

Независимо от того, с какой скоростью развивается ваш ребенок, он очень многому научится в первый год жизни больше никогда он не будет учиться с такой скоростью. Наслаждайтесь этим временем и не забывайте говорить своему ребенку, что его успехи вас радуют. Решив для себя, что с темпами его развития все в порядке, вы можете успокоиться. Не сравнивайте ребенка с другими детьми (вашими собственными или чьими-то еще) или с нормами развития, приведенными в таблицах. Ребенка можно сравнивать только с ним самим, каким он был неделю или месяц назад.